Автономная некоммерческая организация
Главная » Статьи » Другие проекты

Борьба за качество оценки кадров началась в Петербурге

Борьба за качество оценки кадров началась в Петербурге

журнал "Офис" № 3 2010 года.

В Санкт-Петербурге создан Клуб асессоров. Неужели возрождается Табель о рангах и чин «коллежский асессор» спросите Вы?

Есть такая профессия людей оценивать

Нет, слово асессор происходит от английского assessment – «оценка», то есть асессор - это эксперт по оценке. Но слово асессор употребляется не к оценщикам, занимающимся определением стоимости недвижимости, драгоценных металлов, произведений искусства или автомобилей. Асессоры оценивают не денежную стоимость, они оценивают людей!

Термин assessor употребляется в отношении экспертов по оценке персонала в международных стандартах ISO/IEC 17024:2003,  GPC 0011, 493.1235 Standard: Personnel competency assessment policies, а также в правилах проведения популярной деловой игры Assessment centre. Эта деловая игра, как и многие другие современные методы оценки персонала пришли к нам с Запада. Но сам процесс оценки персонала хорошо знаком многим из нас с советских времён, когда по всей стране проводилась аттестация. Аттестация существовала на всех бюджетных предприятиях вплоть до 2007 года, до отмены Единой тарифной сетки. Сегодня аттестация также проводится в ряде компаний, но поимо неё появились такие современные понятия как «Ассессмент-центр», «Деловые игры», «Тайные покупатели», «360 градусов». Всё это методики оценки, используемые при определении компетентности сотрудника, а также при выборе того, кто займёт вакантную позицию из нескольких кандидатов.

Это 10 лет назад при трудоустройстве достаточно было прислать резюме и пройти собеседование. Сейчас работодатели предлагают кандидатам заполнить тесты, поиграть в деловую игру… Что же касается уже работающих сотрудников, то их также будут постоянно оценивать. Причём всё чаще оценку персонала производят независимые эксперты, так называемая третья сторона. Этого требуют международные стандарты качества! Подтвердить своё соответствие международному стандарту ISO 9001 сегодня стремится большинство российских компаний. Без этого сертификата выход на международный рынок практически невозможен. А международные стандарты ISOпредполагают, что для оценки качества работы персонала работодатели должны привлекать независимых экспертов (третью сторону). Такие независимые эксперты, оценивающие «чужих» сотрудников и называются асессоры.

А судьи кто?

Сегодня ассессмент – оценка персонала – становится все более популярной услугой. Однако разные специалисты трактуют это понятие по-разному, стоимость услуг разных компаний, предоставляющих услугу ассессмента, отличается едва ли не на порядок, а осязаемым итогом процедуры является лишь отчет эксперта. Да и само слово ассессмент пишется то с двумя буквами «с» в первом случае, то с одним. Асессор – предпочитают писать с одним, потому что так привычнее русскому человеку, ещё не забывшему царский «Табель о рангах». И всё же нет точного правила написания этих заимствованных слов по-русски. Ибо для толковых словарей асессор остаётся лишь должностным лицом из Древнего Рима или средневековой Европы, а в сочетании со словом «коллежский» – чином в «Табеле о рангах».

На сегодняшний день рынок оценки, объем которого, по данным журнала «Секрет фирмы», в России составляет $30 млн. в год, наводнён непрофессионалами.

«Ситуация, порою, выглядит просто пугающей — рассказывает генеральный директор Центра оценки персонала, одна из инициаторов создания Клуба асессоров Лариса Алимова, - случается, когда отдел персонала приглашает «тайных покупателей», что называется с улицы, и доверяет этим случайным людям оценку своего персонала. Более того, нам известны случаи, когда по результатам оценки этих неподготовленных людей отдел персонала делает оргвыводы в отношении работников, получивших плохую оценку «тайных покупателей». Такой случай говорит о некомпетентности не только и не столько оценки, сколько отдела персонала и руководства организации, которое нарушая действующее законодательство, позволяют себе делать оргвыводы по результатам оценки «тайных покупателей».

Безусловно, в приведённом нами примере выход один — сотрудникам компании, в отношении которых работодателем применены оргвыводы по результатам оценки «тайных покупателей», подавать на работодателя в суд.

Однако мы видим свою цель не в том, чтобы разъяснить персоналу его установленные Законом права, и не в том, чтобы просветить работодателей, разъяснив им установленные Законом обязанности, а в том, чтобы не допускать к процессу оценки персонала некомпетентных людей, не владеющих знаниями действующего законодательства, психологической и социологической подготовкой, тонкостями методик оценки. Такие люди могут не только нанести вред компании, оценивающей свой персонал (неграмотная оценка приводит как минимум к продолжению неэффективной работы, как максимум к санкциям в отношении работодателя в соответствии с Законом), но и тяжёлую психологическую травму оцениваемым людям».

«Сегодня движущей силой для руководителя компаний, стимулирующей заказывать услугу независимой оценки его персонала являются международные стандарты качества. Но в условиях российской действительности, в погоне за сертификацией по ISO 9001 отечественные компании часто пользуются непроверенными провайдерами услуг. При выборе поставщика услуг используется единственный принцип – наиболее дешёвая цена. Как следствие – некомпетентная оценка, проведённая неподготовленными «тайными покупателями», друзьями и родственниками поставщика услуг, включёнными в состав аттестационной комиссии, нетрудоустроенными из-за своей низкой компетентности психологами, соглашающимися на «халтуры» и т.д. Такая оценка в лучшем случае выполняется формально, в худшем с нарушением действующего законодательства. Результаты такой оценки влияют на развитие персонала отрицательно. А недооценённость сотрудников ведёт к постоянной текучке кадров в отдельно взятой компании и росту безработицы в целом», - говорит исполнительный директор агентства маркетинговых коммуникаций «ATF-Group» Елизавета Васильева.

Новые стандарты оценки

Бороться с этими явлениями и намерено новое общественное объединение «Клуб асессоров». Его цель – стандартизация профессиональной деятельности. «Федеральными законами установлены требования к оценщикам, осуществляющим оценку стоимости имущества, недвижимости, драгоценных металлов, произведений искусства и т.д. Но к специалистам по оценке персонала никакие требования законодательно не установлены. В результате мы позволяем оценивать людей кому угодно. Ведь в процессе оценки персонала осуществляется оценка даже не стоимости, а ценности того или иного сотрудника! Кроме того, оценивается личность каждого работника или потенциального работника! И дать правильную оценку его личности может только квалифицированный эксперт! Именно поэтому мы считаем необходимым, если не на государственном, то на общественном уровне установить требования к профессиональной деятельности в области оценки персонала, - говорит Любовь Юкумс, генеральный директор Центра культурных программ. – Наша организация уже много лет занимается независимой оценкой творческих работников – это особо ранимые люди, и для успешной профессиональной деятельности им нужна здоровая творческая атмосфера. Бесконечные аттестации изнуряют любой творческий коллектив. Мы постоянно сталкиваемся с тем, что нет чётких требований к тому, кто оценивает персонал, и порою, в аттестационных комиссиях театров сидят люди, которые вообще не понимают, что такое должностные инструкции…».

«На сегодняшний день Клубом асессоров сформирован состав Комиссии по стандартизации, которая занимается разработкой критериев оценки профессиональной деятельности в области оценки персонала. Туда входят экономисты, психологи, социологи и руководители компаний, предоставляющих услуги по независимой оценке персонала. Эти критерии оценки впоследствии будут приняты Общим собранием Клуба асессоров. Затем Клуб обратится в технический комитет по стандартизации с целью признания нормативов, принятых профессиональным сообществом асессоров, стандартом, - говорит Председатель Клуба асессоров Кирилл Лёвкин. – Обязательным нормативом этот документ, конечно, не станет. Ведь стандарты, согласно Федеральному Закону «О техническом регулировании» применяются на добровольной основе. Но наш Клуб, согласно его уставным документам, будет регулярно проводить аттестацию и осуществлять контроль за профессиональной деятельностью его членов. Членами Клуба асессоров будут только профессионалы, соответствующие высоким требованиями стандарта. И у заказчиков независимой оценки будет возможность понять эксперт или дилетант приходит к нему оценивать сотрудников. Для этого достаточно будет просто проверить у эксперта карту члена Клуба асессоров».

Лев Кириллов

Категория: Другие проекты | Добавил: talanty (01.10.2010)
Просмотров: 1198 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Меню:
Поиск:
Наши баннеры.
Наши опросы.
Какая из методик выбора победителей Фестиваля «Таланты и поклонники» Вам нравится больше?
Всего ответов: 129
Советуем посетить:
Партнёры Центра.
Статистика.